История нашей местности (от Оболони до Кирилловского монастыря)
По легенде, один паломник, будучи в Палестине, уронил в воды Иордана свой серебряный ковшик. Вернувшись домой, в Киев, он решил напиться воды из колодца недалеко от озера находящегося Храма. Зачерпнув воды ведром, увидел в нем свой ковш. Это могло означать только одно, что Иерусалим и Киев соединены подземной рекой, которая питается водами реки Иордан.
Озеро, в которое впадает легендарный ручей, назвали Иорданское. Находится оно рядом с нашим Храмом и станцией метро «Оболонь» и является вторым в гряде Опочень от днепровских заливов. Еще в 19 веке из этого озера брала начало речка Почайна, впадающая в Днепр.
Недалеко от упомянутого озера находится исторический холм, где сейчас стоит восстановленный Николо-Иорданский храм.
В древнерусской истории известны два чудесных события, проишедших в нем: Чудо святого Николая о половчине и упомянутое Чудо обретения в колодце храма утерянного паломником в реке Иордане серебряного ковша.
Чудо Святого Николая о половчине, сотворшееся в граде Киеве рассказывает, как один благочестивый киевлянин, имевший великую веру и любовь к Святителю Николаю, держал у себя в плену одного половчина, который однажды предложил своему хозяину отпустить его в родную страну, обещав ему привести оттуда, в выкуп за себя, табун лошадей. Киевлянин согласился на это, но с тем, чтобы половчин пошел с ним в церковь Святого Николая и поставил поручиком за себя икону сего Святителя. Неверный половчин сделал это, но, получив свободу, и не думал исполнять своего обещания. Тогда Святитель Николай несколько раз являлся половчину и побуждал его отвести выкуп благочестивому киевлянину, под угрозой страшного наказания, и наконец действительно поразил половчина тяжкой болезнью. Оправившись от болезни, он пригнал с собою в Киев два табуна коней, из коих один отдал благочестивому киевлянину, а другой — на церковь Святого Николая. Это чудо совершилось в разгар половецких набегов на Южную Русь и Киев, в XI-XII вв.
С древней церковью Св. Николая связано еще одно чудо. Киевский паломник, отправившись в Святую Землю, уронил там в воды Иордана свой серебряный ковшик оригинальной работы. Вернувшись в Киев, посещая эту церковь захотел напиться воды. Набирая ведром воду из колодца, он в нем обнаружил свой, утерянный за многие тысячи километров, ковш. Из свершившегося чуда наши предки сделали вывод, что вода в этом колодце, а также источнике питается водами святой реки Иордан, протекая подземным путем от Иерусалима до самого Киева. После такого чудесного события источник, монастырь и расположенный на его территории храм стали называть Иорданскими, а местность, простирающуюся от храма к месту впадения Почайны в Днепр – Иорданской Оболонью.
К. А. Лохвицкий оставил для нас ценное описание Иорданского ручья, наблюдаемого им в 1832 году. «Сей ручей, — пишет исследователь, — начало берет из ключей железистых, которые приметны по ржавчине железной в источнике родника сих ключей. Вода сего ручья чистая, свежая, и по испытанию полезна для здоровья. Ручей впадает в озеро называемое Иорданское, находящееся на Оболони. Из сего озера Иорданского вытекает речка Почайна и упадает в реку Днепр».
И наконец, учитывая последние исследования историков, можно утверждать, что именно в этой местности находится могила первого киевского князя-христианина Аскольда. В киевоведческой литературе его могилу помещают в районе Печерска, на месте Пустынно-Николаевского монастыря. Однако, недавняя статья историка А. П. Толочко «Чи знаємо ми, де знаходилася Аскольдова могила?» в 5-м номере журнала «Київська старовина» за 2000 год позволяет пересмотреть эту традиционную точку зрения. Остановимся на основных выводах автора: 1) современная топография Аскольдовой могилы Пустынно-Николаевского монастыря является ошибочной; 2) Угорское (место локализации Аскольдовой могилы по летописи) следует искать в северо-восточной части Киева или его северо-восточной окраине. Этой северо-восточной окраиной и есть местность вокруг Иорданской церкви.
История познания христианства первыми киевскими князями удивительна. В 860 г. россы под предводительством Аскольда и Дира совершили набег на Царьград. Патриарх Фотий, положив упование на помощь Пресвятой Девы, с молитвами обносил по стенам осажденного города чудотворную ризу Богоматери, после чего на море поднялся шторм, и осаждавшие отступили. Спустя некоторое время пришло в Царьград от россов, пораженных чудом, посольство и просило о крещении. На Русь были отправлены епископ и священники для крещения князя и народа. Таким образом, Аскольд стал христианином.Это было так называемое первое крещение Руси.
Позже князь Олег, правивший в малолетство Игоря Рюриковича в Новгороде, обманом вызвал Аскольда и Дира за пределы укрепленного княжеского города в Киеве и убил. Над могилой князя Аскольда благочестивый горожанин Олма построил церковь в честь Святителя Николая. Важно заметить, что это была первая известная православная церковь еще за сто с лишним лет до официального Крещения Руси. И, кстати сказать, во имя как раз того святого, который стал любимейшим – Николая Чудотворца.
При храме еще в XI в. организовался женский монастырь, в котором принимала постриг мать преподобного Феодосия Печерского. Существование монастыря прекратило монголо-татарское нашествие 1240 г.Во время осады Киева каменный храм был очень сильно был разрушенен и как и другие храмы уже не поднялся из руин,потому что над ним на возвышенности была крепость защищавшая северные подступы к городу. О трагических событиях тех лет свидетельствует братская могила 4000 человек, которую обнаружили при строительстве пивзавода Н. Г. Хрякова по адресу: ул. Кирилловская(Фрунзе) 43-47. Вторая такая же могила расположена на Старокиевской горе. за Отечество и веру Пусть Господь Бог упокоит души безвинных жертв отдавшие жизнь за Отечество и веру православную.
Второй период истории Иорданского храма – монастырский — начинается c 1616 г. В это время женский монастырь возрождался при помощи Кирилловского монастыря, игуменом которого был Василий Красовский. Его стараниями были возвращены земли, захваченные Войтехом Соколовским, который активно разбирал стены монастыря и храма для постройки собственного дома. Особый расцвет монастырь получил, когда его ктитором был Савва Туптало, посвятивший себя и всю семью на служение Богу. Его сын Даниил принял постриг в Кирилловском монастыре под именем Димитрия. Впоследствии он был игуменом Кирилловского монастыря и митрополитом Ростовским (известный как Святитель Димитрий Ростовский), написал бесценный труд «Жития святых». Его мать Мария и три сестры – в монашестве: Памфилия, Феврония и Параскева приняли постриг в Иорданском монастыре, в котором поочередно несли послушания игумений. В их подвиге мы видим пример тому, что богатство, соединенное с благочестием – великая сила.
В монастыре было два деревянных храма. Главный храм – в честь Св. Николая Чудотворца. Вторым был трапезный храм в честь великомученика Дмитрия Солунского.»В оном монастыре монахинь, келейниц, послушниц и служителей 217,-сообщает Василий Новгородцев в «Географическом описании города Киева»(1784).- Кельи игуменские,и для монашествующих , деревянные 108. Вокруг сего монастыря ограда с колокольнею , деревянные.» Иорданский монастырь по количеству монашествующих был самым многочисленным среди женских обителей Киева (Фроловский монастырь — 184 и Богословский монастырь — 126).
В 1712 г по особому указу императора Петра I в Иорданскую обитель были переведены монахини Иоанно-Богословского монастыря, который находился на Старокиевской горе возле мужского Михайловского золотоверхого монастыря. Позже они заняли местность за Иорданским монастырем и два монастыря разделяли только ограда и ручей. Иоанно-Богословский монастырь был основан в 1618 г митрополитом Иовом Борецким для своих жены, дочки и племянницы. Трапезная церковь этого монастыря была в честь Захарии и Елизаветы. В обители проживало более 120 монахинь и насельниц. В народе монастырь называли Иорданский Богословский монастырь.
В 1787 г впоследствии секуляризации оба монастыря были упразднены, а монахини переведены в Красногорский монастырь в Золотоноше Киевской губернии (сейчас – Черкасская область). С этого времени Иорданский храм становится приходским, а соседний храм в честь Иоанна Богослова становится военным храмом Киевской артиллерийской команды.Престарелые монахини жили в келиях Иорданского монастыря до 1808 года.
В 1821 г Иорданский храм Св. Николая сгорел и церковь Дмитрия Солунского стала приходской церковью и служила ею до 1884 г.
В 1884 г был построен новый каменный храм, освященный в честь Дмитрия Солунского, однако по традиции его называли Иорданским. Этот храм был крестовидным в основании, с одним закругленным куполом на восьмигранном барабане, с пристроенной с западной стороны трехъярусной шатровой колокольней. Он представлял собой позднее воплощение русско-византийского стиля. При церкви действовала церковно-приходская, духовно окормлялась хирургическая больница Зайцева (ул. Кирилловская, 59-61).
С 1917 года со стороны советской власти начались гонения на Православную Церковь. 3 июля 1926 года органы НКВД ликвидировали православный приход канонической церкви ипередали строение церкви УАПЦ.
В 1935 году Иорданская церковь была разобрана и на ее фундаментах построена школа, в которой в годы Великой Отечественной Войны был фашистский концлагерь для советских военнопленных. Сегодня здесь административное здание Киевской нотной фабрики.
История сохранила для нас здание бывшего церковного дома, в котором сейчас располагается межрайонный Подольско-Оболонский психоневрологический диспансер.
До нашего времени сохранился также Иорданский источник, окруженный до недавнего времени свалкой. Молитвами и совместными усилиями православных христиан местность была расчищена. С 2002 года верующие проводят на нем водосвятные молебны, а 19 декабря 2004 года, в день памяти Святителя Николая, была совершена первая Литургия в Николо-Иорданском храме, который переживает свое возрождение из праха уже третий раз.
Источник: http://iordanhram.orthodoxy.ru/History-rus.htm
РЕКА ПОЧАЙНА — ОСТАЛАСЬ ТОЛЬКО В ЛЕТОПИСЯХ
Владимир Короленко в одном из киевских очерков писал: «Широкая синяя даль, подернутая легкой дымкой, луча, излучина Почайны, и далеко, на самом горизонте, прерывистая лента Днепра…» («На Лукьяновке», 1913 г.). Уникальность этих строк заключалась в том, что автор упоминает о руслах двух разных водных артерий, хотя на самом деле летописной речки, в которой происходило Крещение Руси, к тому времени уже не существовало.
Сегодня только лишь улица Почайнинская на Подоле напоминает о том, что здесь некогда протекал священный источник. Николай Закревский называл его «Русским Иорданом» и подчеркивает: «Был в старину через Почайну и Днепр перевоз, называемый Киевом», («Летопись и описание города Киева», 1858 г.). Следует понимать, что две реки параллельно несли свои воды на юг, тем более, что Михаил Максимович в «Обозрении Старого Киева» (1839 г.) уточняет: «Почайна протекала возле Рождественской церкви (сейчас ее восстанавливают на Почтовой площади) еще в 1700 году, что видно, между прочим, из царской грамоты, в сем году данной Михайловскому монастырю».
Все точки над «i» в расположении «Русского Иордана» по отношению к руслу древнего Славутича ставит Иван Фундуклей. «Еще в XVIII столетии, — пишет историк, — Почайна составляла довольно глубокую речку, протекавшую у самого Подола. От Днепра отделялась она узкою земляною косою, которая во время разлития Днепра покрывалась им… Этою разделительною косою объясняется несогласие наших летописцев в том, что одни место крещения народа назначают в Почайне, а другие в Днепре».
Действительно, песчаная коса, разделяющая русла двух рек, существовала почти до середины XVIII века и заканчивалась на уровне того места, где сейчас возвышается памятник Магдебургскому праву. В этой речке воды Почайны и Днепра сливались воедино.
Но случилось непоправимое. Об этом в «Истории города Киева» (1799 г.) сообщает Максим Берлинский: «Отправляемые казенные баржи с разными воинскими припасами вниз по Днепру обыкновенно для тиховодия заводимы были в вершину Почайны и причаливаемы были в том месте к деревянным срубам… Для сокращения к сей пристани водного пути прокопан был иждивлением городским прямо от днепровского поворота по песчаному грунту судоходный канал, и сим образом Днепр не только поглотил Почайну, смыв оставшийся остров, но и знатную часть Подола истребил».
Правда, и в XIX веке кое-где всплывали на поверхности цепочки мелких островков, а на оболонских лугах проступала речная гладь. «Почайна недалеко от гавани поблескивает желтым цветом, словно зеркало, брошенное за Подолом,» — писал Иван Нечуй-Левицкий.
Что касается улицы, названной в честь летописной реки, то еще в начале прошлого столетия она называлась Почаевской, что естественно, вызывает ассоциации с Почаевом на Тернопольщине и с его Свято-Успенской лаврой. Согласно преданию, этот монастырь основали монахи Киево-Печерской обители, бежавшие после разорения стольного града ордами Батыя в 1240 году. Поэтому не исключается, что корни старославянского слова «почин» и украинского «починати» («початок»), обозначающие в сущности одно и то же, и легли в основу этих названий. В первом случае — начало эры христианства на территории языческой Руси, во втором — начало созидания утраченной духовности.
В великокняжеские времена гавань Почайны была переполнена судами. Здесь можно было встретить купцов и дипломатов из всех крупнейших государств Европы, следовавших по знаменитому торговому «пути из варяг в греки». Недаром, когда к княгине Ольге прибыли послы из Византии и напомнили ей об обещании прислать меха, воск и воинов в помощь, Ольга ответила: «Передайте императору: «Если ты так же постоишь у меня на Почайне, как я в Суду, то тогда я тебе дам». Княгиня была очень недовольна долгим ожиданием в константинопольской гавани во время своего визита к Константину Багрянородному.
Сегодня на месте золоченых лугов, где некогда петляла восьмикилометровая Почайна, раскинулся гигантский жилой массив. Порою люди и не догадываются, что ходят по своей древней истории и не ведают о драме судьбоносной реки, образ которой удачно использовала поэтесса Лина Костенко в одном из своих стихотворений: «Мені відкрилась істина печальна: життя зникає, як ріка Почайна…»
http://www.interesniy.kiev.ua/priroda-kieva/reki-i-ozyora-kieva/pochayna/pochayna